4 Мая 2018

Архетипы и архетипические соответствия в психологии

Опубликовал augonsedai

Определение архетипа

Швейцарский психиатр и основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг впервые вывел определение архетипа. В его понимании архетип – это первообраз, первобытный универсальный символ или мотив. В юнгианской классификации различают несколько архетипов, которые находятся в коллективном бессознательном человека и иногда выходят на поверхность посредством сновидений. Все эти составляющие присущи каждой человеческой личности, однако на поверхность выносятся лишь некоторые из них. Часть архетипов может быть непроявленной, какие-то могут искусственно подавляться.

Конкретные архетипы по Юнгу

Анима и Анимус – женская и мужская составляющие. Эти бессознательные проявления находят свое выражение – анима – в мужской личности, анимус – в женской. При этом – анима является женским выражением, а анимус – мужским. В каждой женщине есть мужское начало, а в каждом мужчине – есть женское. Они выполняют функцию идеальных представлений о противоположном поле и принимают участие во влюбленности. Данные архетипы являются древними, передающимися от одного поколения к другому через коллективное бессознательное. Юнг называл сами эти архетипы прямым выражением коллективного бессознательного в человеке. Являясь как бы элементами коллективного бессознательного, Анима становится Эросом, а Анимус приобретает значение Логоса, чувства и мысли.

Символическим выражением архетипа Анимы является образ женщины, Девы Марии, Джоконды Леонардо да Винчи. Анимус выражается посредством образов мужчины, Иисуса Христа и Дон Жуана.

Персона – еще один архетип, которому сам Юнг дал очень детальное описание (в отличие от, скажем, архетипа Тени). С этим понятием можно встретиться в его работе «Психологические типы». Согласно Юнгу, Персона перекликается с Анимой. Персона является не объективной реальностью, а социальной ролью личности. Согласно Юнгу, это своего рода мимикрия под существующие нормы поведения или стереотипы, нежели попытка открыть истинного себя. Юнг описывал двойственность характера, которая выражается в большей степени в мужчинах его времени, проживавших в крупных городах. Такая двойственность обусловлена тем, что человеку как бы приходилось функционировать в двух разных средах: в рабочем, деловом окружении и в домашнем кругу. Соответственно, один и тот же человек, подстраиваясь под ожидания окружающих, мог кардинально менять свое поведение. Именно поэтому символом архетипа Персона выступает Маска. Далеко не всегда описанные процессы являются следствием предумышленного поведения. Это может действовать на латентном и бессознательном уровне. Персона, или Маска является антагонистом для архетипа Тени.

Тень – противоположная сторона Персоны. Все, что человек отрицает, все что является негативной стороной черт Маски, является составляющими Тени. В противовес тому, что индивид утверждает в своем сознании как «правильное» или «приемлемое», или «должное», Тень накапливает в себе то, что этот же индивид считает для себя табуированным, отрицательным, недопустимым. Символами этого архетипа обозначают Сатану, Гитлера и Хуссейна. Вот что сам Юнг писал об этом: «Условно "низшая" часть личности; сумма всех личностных и коллективных психических элементов, которые из-за их несовместимости с избранной сознательной установкой не допускаются к жизненному проявлению и в результате объединяются в относительно автономную (фрагментарную) личность с противоположными тенденциями в бессознательном. Тень выступает компенсаторно по отношению к сознанию; следовательно, ее эффект может быть как позитивным, так и негативным. В снах теневая фигура всегда совпадает с половой принадлежностью спящего» («Аналитическая психология»). Любое сознательное подавление этого архетипа приводит к таким последствиям, как, например, невроз. Интеграция Тени необходима для сохранения целостности личности, а признание Тени требует недюжинных моральных усилий. По мнению Юнга, осознать Тень можно лишь посредством взаимоотношений с партнером.

Самость – отмечается как регулирующий центр человеческой личности. По утверждению Юнга, Самость неотличима от идеи Бога и подражает его качествам. Самость удивительным образом включает две составляющие: эго и человеческое бессознательное. Символ этого архетипа – Мандала. Целостность неотделима от идеи Бога.

Мудрец – персонифицированный архетип, олицетворяющий жизненный опыт, зрелость и мудрость. Его символ – Пророк. Также это та часть личности, которая неизменно стремится к постижению. Сознание человека может связаться с этим архетипом посредством сна или иных пограничных состояний в те моменты, когда наиболее остро стоит вопрос выбора.

Бог – данный архетип представлен как наивысший этап психической работы. Осознание и понимание закономерностей и процессов, происходящих как снаружи, так и во вне. Его символ – это Солнечное Око. Психотерапевты нередко представляют данный архетип под видом бесконечности. Встреча с данным архетипом является чрезвычайно стрессовым моментом и нужно быть хорошо подготовленным к ней. Идея Бога может быть приравнена к идее бесконечности, что может выражаться в сновидениях или образах.

Описанные архетипы являются не единственными из «открытых» Юнгом. Ученый также выделял и другие составляющие человеческой личности: Ребенок, Мать, Божество Солнца, Смерть, Герой, Плут и так далее.

Как работать с архетипами

Концепция об архетипах личности находит широкое применение в психологии и психотерапии. В частности, одной из полезнейших задач является «знакомство» с собственной Тенью. В ряде случаев, когда пациент подвержен неврозам, техники, направленные на приятие собственного архетипа Тени оказывают успокаивающее, освобождающее и целительное воздействие.

Почему же так важна Тень? По сути, это наше альтер-эго, другое «я». Как правило, архетип Тени скрывает ту область, которой не владеет человеческая личность. Необходимо выявить доминирующую составляющую, тот архетип, который превалирует в данный момент жизни над всеми другими. К примеру, это может быть архетип Мудреца. Поскольку он ведом вечным поиском знания, противоположностью ему будет сфера чувств, то, что составляет антитезу Логосу. Соответственно, у такого человека архетип Тени будет связан с чувственной стороной, с тем самым, что человек подавляет в себе, чему не дает выхода или в чем он не достаточно разбирается.

Как правило, каждая личность всеми силами пытается избежать открытия собственной Тени, потому что знакомство с ней означало бы признание в себе греха. Все дело в том, что каждый индивидуум так или иначе стремится быть о себе лучшего мнения и вести себя «подобающим образом». Психотерапия ставит задачу – раскрыть понимание того, что даже самый правильный человек, как и любой человек в принципе, способен на совершение дурных поступков – это заложено в человеческой природе и является абсолютно нормальным.

Более того, поскольку Тень противопоставляется Персоне, необходимо установить, какова гендерная принадлежность у Маски конкретного человека. Если доминирует мужская составляющая, то Тень будет таить в себе женские признаки. Неосознанно через Тень индивидуум будет реагировать на ситуацию или человека через эту призму.

Каждый человек переживает стадию прогресса или регресса. Если в «нормальном» состоянии личность является достаточно упорной и трудолюбивой, в своей регрессивной стадии могут выходить на поверхность «теневые» качества: инертность и лень. То же самое касается сферы взаимоотношений. То, как индивидуум реагирует на человека, вызывающего в нем негативные чувства (гнев, ярость, раздражение и так далее) и есть проявления Тени.

Почему важно отпустить Тень на волю? Прежде всего, чтобы была возможность лучше удерживать связь со своей Персоной. Когда наша Маска не может быть больше удерживаемой, вырываются наши самые не привлекательные качества. На конкретных примерах это можно проиллюстрировать через психологию серийных маньяков. В обыденной жизни такие люди являются примерными семьянинами, они ничем не выделяются среди «нормальных» людей внешне и их невозможно было бы заподозрить в совершаемых злодеяниях. Так, чем больше правильности сконцентрировано в Маске, тем больше черноты таит в себе Тень.

Другой пример – слишком заботливые матери. Их доминирующий архетип – это Мать. Но насколько сильна данная Персона в женщине, настолько же деструктивна бывает ее Тень, которая практически «пожирает» собственных детей, деля их несчастными.

Юнг утверждал, что чем глубже от нас самих спрятана Тень, тем чернее и глубже она. Вот почему так важно ее разглядеть. Она может выражать себя через сны, поэтому важнейшим моментом психотерапии является запись и анализ сновидений. Юнг приводил пример, как одной девушке во снах являлась ее мать, но всегда в очень негативном, страшном образе. Подсознательно девушка улавливала разрушительное влияние баловавшей ее во всем матери, и это выражалось через ее сны.

В психотерапии проживание и принятие каких-либо черт собственной Тени являются путем к исцелению и решению жизненных проблем. Отсечь Тень равносильно обезглавливанию страдающего мигренью.

Несмотря на то, что работа с Тенью является первейшим и очень важным этапом психотерапии, с этим в состоянии справиться любой сознательный человек самостоятельно.