22 Августа 2018

Влияние музыки на психику человека (часть первая)

Опубликовал augonsedai

Для современного человека музыка стала привычным бэкграундом повседневной жизни. Мелодии постоянно звучат вокруг нас: из телевизора, в машине, в магазинах, кафе, наушниках плеера и т.д. Музыкальное звучание стало настолько привычным для нашего слуха, что мы практически не задумываемся над тем влиянием, которое она оказывает на наше поведение и эмоциональный фон. А ведь на самом деле, исследователям человеческой психики давно известно, насколько сильно способны мелодии и отдельные звуки влиять на поведение людей.

Как наше поведение может быть скорректировано музыкой, есть ли взаимосвязь между музыкальными предпочтениями и типом характера, и может ли мелодия быть использована для терапии психических состояний, мы расскажем вам в этой статье.

Физика звука

Начинать разговор о влиянии музыки на психику человека стоит с описания физики звука. По сути, любое звучание является волновым колебанием воздуха, вызванное колебательным движением физического тела. От частот колебаний зависит наше восприятие звука: колебания с малой частотой дают низкие звуки, а высокая частота колебаний - высокое звучание. Но частота колебаний - это только одна из составляющих звучания, иначе бы независимо от источника колебаний, большинство звуков воспринимались бы одинаково.

Окраску звучанию придают следующие характеристики колебаний воздуха:

  • Обертон. Это простейшие колебания, дополняющие основной тон звука, из суммы которых состоит звуковая волна. Обертона звучат выше основного тона и могут относиться к основному тону, как целые числа и, в таком случае, они называются гармониками. Четкое ощущение высоты звука возникает, только если волна состоит только из гармоник.
  • Спектр звука. Это совокупность всех обертонов, которые входят в звук и позволяют человеку определить природу происхождения звука.
  • Унтертон. Составляющая часть звуковой волны, звучащая ниже основного тона и дополняющая звучание.
  • Тембр. Это характеристика звучания, состоящая из спектра и унтертонов, позволяющая различать два звука, имеющих одинаковую частоту и громкость. Во многом тембр зависит от материала и формы тела, создающего звуковые колебания. И именно благодаря тембру человек может определить источник звука и тип инструмента, который его издает.

При восприятии звуковых образов человек бессознательно производит ряд действий для определения природы звука. Так, согласно гештальт-психологии, когда человек слышит звуки, доносящиеся из разных источников, его сознание производит следующие действия:

  • Объединение по подобию. Звуки, схоже по тембру определяются, как исходящие из одного источника.
  • Сегрегация. Разделение общего звучания на отдельные потоки. Например, при прослушивании полифонической музыки, человек может одновременно воспринимать самостоятельные мелодии отдельных инструментов.
  • Принцип «общей судьбы». Звуковые волны, которые одновременно порождаются, а также синхронно меняют амплитуду и частоту волны, неосознанно приписываются одному источнику.
  • Непрерывность. Сознание воспринимает звук из одного источника как непрерывный поток. Так речь собеседника зачастую воспринимается как единое целое, не замечая коротких пауз между словами.

Даже восприятие простого однородного звука - это сложный многогранный процесс, задевающий множественные слои сознания. Поэтому неудивительно, что музыкальные произведения способны влиять на эмоциональный фон и запускать целый каскад поведенческих рефлексов.

История изучения воздействия музыки на психику человека

Взаимосвязь между типом мелодии и эмоциональным состоянием человека.

Музыка способна вдохновлять, поднимать боевой дух, расслаблять, разжигать страсть и т.д. Мощный эффект от прослушивания различной музыки был отмечен еще на заре цивилизации. Особенно ярко это ощущалось, когда музыка не доносилась со всех сторон, как в современном мире. Каждый человек мог явственно ощутить разницу между своим обыденным сознанием и аффективным состоянием в момент прослушивания мелодии.

Эту взаимосвязь люди прослеживали с момента изобретения первых примитивных музыкальных инструментов. Именно поэтому музыка являлась неотъемлемой частью религиозных обрядов и носила сакральный характер, а про великих музыкантов слагались мифы, дошедшие до наших дней.

Первая документированная попытка научного осмысления влияния музыки на психику человека произошла еще в античном мире, благодаря гению Пифагора и трудам его последователей. Пифагор занимался изучением звучания струн с разным натяжением, в рамках попытки найти объяснение законам вселенной. Философ нашел объективные математические соответствия между гармоничными тонами и силой натяжения струн, он начал примерять эти законы к элементам, планетам и созвездиям. И после перенес свое открытие на сферу внутреннего мира человека. В итоге им была разработана система воздействия с помощью музыки на душу и тело, которая получила название «музыкальная медицина».

Пифагором были выделены семь музыкальных модусов, каждый из которых отвечает за возникновение у человека определенного эмоционального состояния. При этом он отдавал предпочтение струнным инструментам и хоровому пению, введя его в терапевтические процессы и ежедневные ритуалы в своём университете в Кротоне.

Существуют легенды про то, как сам философ и его последователи снимали вспышки гнева у людей, меняя модус музыки, которую играли находящиеся рядом музыканты. Так Пифагор спас от избиения мужем молодую женщину, а его последователь Эмипдокл, уберег Анхита от нападения разгневанного человека с мечом.

Античные идеи о музыкальных модусах получили вторую жизнь в период Возрождения. Под понятием «аффект» во времена барокко подразумевалось нечто иное, чем в современной психологии. Имелось в виду устойчивое эмоциональное состояние, которое можно навеять с помощью произведений искусства, в том числе и музыки.

По версии Афанасия Кирхера (ученый-полимат и одновременно монах ордена иезуитов), музыкальные произведения способны создать следующие аффекты у слушателя: Святость, Величие, Отвага, Восторг, Желание, Умеренность, Гнев и Печаль. Для передачи каждого состояния слушателю использовались строго определенные наборы ритмов, гармоний, темпа и наборов инструментов. В европейской музыке такой подход был превалирующим до конца 18-го века. И до сих пор название некоторых аффектов сохранились в нотной грамоте в качестве обозначения темпа мелодии.

Музыкальная социология

С конца 19-го века на музыку обратили внимания ученые, которых, помимо воздействия мелодии на отдельно взятого человека, интересовала связь музыки с социальными группами и явлениями. В рядах музыкальных социологов были такие известные светила науки и музыки как: Макс Вебер, Георг Зиммель, Теодор Адорно и д.р.

На сегодняшний день музыкальная социология решает следующие задачи:

  • Исследует механизмы воздействия музыки на социальные процессы, путем изучения фактического материала.
  • Рассмотрение закономерностей в трактовке музыкальных произведений в разные исторические эпохи.
  • Выяснение причин популярности конкретных музыкальных направлений в отдельных социальных группах.
  • Классификация и создание психологической типологии аудитории слушателей.
  • Решает задачи по поднятию эффективности музыкального образования, воспитания музыкантов и формирования музыкального вкуса.

До середины 20-го века музыкальная социология имела эмпирический характер. Например, один из главных авторитетов Теодор Адорно, в своей философии порицал создающуюся новую массовую музыкальную культуру, защищал идею создания элитарного «высокого искусства», рассчитанного на узкий круг потребителя. И при этом не предлагалось никакой альтернативы для широких масс.

Отдельный взгляд на музыкальную социологию был в СССР. Музыка рассматривалась, в первую очередь, как мощнейшее средство пропаганды, и уже потом - как чистое искусство. В качестве коммерческого продукта музыкальные произведения не рассматривали в принципе.

Ситуация поменялась с появлением технологий, позволяющих буквально принести музыку в каждый дом. Музыка стала продуктом, который выгодно продавать, и для организации продаж пригодилась коммерческим структурам. Во всем мире такое отношение к музыкальному продукту выработалось с того момента, как проигрыватели грампластинок стали доступны массовому потребителю. В странах социального лагеря к музыке до сих пор предпочитают в первую очередь относиться как к средству пропаганды.

Постепенно исследователи сместили фокус с продажи самой музыки в сторону использование её как мощного инструмента для воздействия на слушателя, с целью стимуляции определенного поведения. Появилась новая дисциплина – музыкальный маркетинг, в рамках которого были выработаны формализированные инструменты для воздействия на целевую аудиторию. Музыка стала эффективно использоваться для прицельной работы с отдельными сегментами социума:

  • Крупными ретейлерами для стимуляции продаж в розничных торговых сетях.
  • В кино-бизнесе для лучшего влияния на аудиторию.
  • В разработки единого стиля разнообразнейших брендов – от банков до отдельных марок продукции.
  • В политике - для более глубокого комплексного влияния на электорат.

Именно поэтому нас настолько плотно окружает музыка в современном мире – теперь это выгодный продукт и мощный инструмент незаметного влияния на выбранный сегмент социума. Но подробное рассмотрение современных методов воздействия на психологию человека в маркетинге и терапевтической технологии мы раскроем во второй части статьи.