8 Мая 2019

Мнемоника, или усовершенствование собственной памяти

Опубликовал А.А. Алексеенко

«Мне кажется, что феноменальной памятью обладают люди, которые привыкли организовывать, контролировать процесс своего мышления. Не случайно, что люди с феноменальной памятью практически всегда отличались и острым умом – полководцы, шахматисты, математики и пр. И благодаря этому уму (и памяти, разумеется, тоже) они достигали выдающихся результатов»

Мнемотехник Виктор Энгель

 Насколько сильно вы ежедневно используете свою память? Вам кажется, что на все 100%, но если вы не оперируете громадными массивами абстрактной информации, то ваша оперативная память не сильно напрягается. Да большинству людей это просто не нужно. Ведь большую часть функций запоминания современный человек переложил на «внешние устройства» – компьютеры, смартфоны и органайзеры.

А как же вспоминать важные факты, когда нет доступа к любимым гаджетам? И как справлялись с запоминанием фактов мыслители древности, которым приходилось оперировать массой фактов в условиях, когда каждый лист бумаги был драгоценностью, а книга стоила целые состояния?

Для выполнения этой задачи существует специальная дисциплина – мнемоника (мнемотехника), истоки которой теряются в Древнем Мире, и которая не теряет своей актуальности в 21 веке. В этой статье мы расскажем вам, на каких принципах построены техники мнемоники, как их можно использовать в повседневной жизни и профессиональной деятельности, а также как мнемоническими техниками воздействуют на вас посторонние люди.

История мнемоники

Техника запоминания большого количества информации древняя как само человечество. До изобретения письменности людям приходилось все знания хранить в голове, с чем справлялись единицы, которые и становились шаманами, вождями, старейшинами и т.д. Сейчас однозначно утверждать невозможно, но сказания и мифы древности могли быть первыми мнемоническими схемами для запоминания важнейшей информации.

Одним из первых описанных мнемонических приемов считается случай с греческим поэтом Симонидом, жившим за 500 лет до Р.Х. По легенде, Симонида пригласили на пир, во время которого поэт был вынужден выйти из здания. В этот момент пол рухнул, и все гости погибли. Родственники не могли опознать обезображенные тела. И тогда Симонид смог восстановить в памяти картину пиршества, места гостей и по ним смог опознать тело каждого погибшего. У этой истории есть четыре вариации, а некоторые исследователи утверждают, что Симонид уже разработал систему улучшения памяти на момент трагических событий. Бесспорным остается то, что после опознания жертв землетрясения поэт придумал понятия: «фон» (loci ) и топология памяти. Так зародилась греческая мнемоника, довольно быстро ставшая обязательной дисциплиной для ученых, ораторов, юристов и политиков.

В те времена для эллинской цивилизации особо важным было ораторское искусство, и мнемоника позволяла ораторам запоминать длинные и сложные речи. Вслед за греками искусством расширенной памяти заинтересовались римляне. Первые письменные наставления по мнемотехнике принадлежат авторству Цицерона и Квинтилиана. С этого момента мнемоника развивалась и становилась эффективнее с каждым новым веком.

Например, упомянутый выше Цицерон использовал для запоминания своих речей комнаты своего дома, в которых он умозрительно расставлял ключевые части своего выступления. В один временной период с Цицероном особую славу получил ученый муж Метродор Скепсийский, который отличался невероятной памятью. Он мог запомнить длительную многочасовую беседу со многими участниками, и потом дословно воспроизвести её. Его мнемотехника была сложнее – в качестве фона Метродор использовал зодиакальный круг. Область каждого знака Зодиака он делил на три сектора, а каждый сектор - на десять зон. В сумме это 360 отдельных хранилищ для групп информации.

В Средневековье искусство запоминать высоко ценилось учеными, священнослужителями и адептами «тайных наук». Одна из самых сложных задач стояла перед церковью, в ряды которой зачастую вливались люди, абсолютно не обученные грамоте и богословию. А таким монахам нужно было привить хотя бы минимальный объем канонических знаний. В этом святым отцам помогла мнемоника. Церковью были разработаны «театры памяти» - устные описания театров, на сцене и многочисленных ярусах зрительных мест которых располагались различные категории теологических догм. В последствии подобные театры появились в реальности, их создавали для знатных людей для более наглядного обучения. Один такой театр был создан Джулио Камилло, и легенды о его творении по сей день будоражат умы исследователей мнемонических техник.

Служители католической церкви достигли величайших успехов в искусстве мнемоники. Например, иезуит Маттео Риччи, приехав с миссией в Китай, поразил местное население невероятной памятью, благодаря которой смог изучить язык и письменность в кратчайшие сроки. В дальнейшем Маттео Риччи продолжал демонстрировать свой интеллект и память, добившись беспрецедентного уважения у местного населения. До сих пор буддисты Китая почитают этого иезуита как божество Ли Мао-доу – покровителя часовщиков.

Средневековые ученые добились не меньших успехов в развитии искусства запоминания. Они строили в своем сознании целые «города памяти» состоящие из множественных домов, в каждом из которых хранилась информация отдельной категории. Жрец науки того времени изучал параллельно несколько дисциплин, и ему требовалось помнить громадное количество разнообразнейшей информации. Для этих целей «театра памяти» уже было недостаточно. И ученые мужи стали создавать целые виртуальные города, в котором каждый квартал отвечал за отдельную научную дисциплину. Заходя в этот квартал, мастер мнемоники мог вспомнить всю необходимую ему информацию.

Мнемоника в современном мире

Ораторы, студенты, политики, журналисты и артисты – вот далеко не полный список профессий, которым необходимо помнить громадное количество информации. Поэтому мнемонические техники не теряют своей актуальности и в нашем высокотехнологическом мире. Современная мнемоника разделилась на два потока: педагогическая и мнемотехническая техника улучшения памяти.

С педагогической методикой каждый из нас столкнулся в детстве, во время школьного обучения. Методика проста – многократное повторение информации, до полного её запоминания. Плюсы метода в постепенном укреплении памяти. Информация выводится на поверхность практически моментально. Вспомните, как вы читали в детстве зазубренные стихи – это происходило практически моментально. Минус – в постепенном забывании заученной информации. Этот вопрос был серьезно изучен Германом Эббингаузом, который на основе своих многолетних исследований построил «кривую забывания», указывающую на зависимость скорости очищения памяти от количества повторения заучиваемой информации:

Согласно данным исследований, всего через 10 часов в памяти остаётся 35% информации после последнего повторения. Это означает, что для сохранения информации нужно повторять её раз в день. Иначе в скором времени она будет стерта из памяти.

Мнемонические техники основаны на ином принципе. Современные исследователи памяти установили, что лучше всего запоминаются не сухие безынтересные факты, а информация, имеющая эмоциональный или образный окрас. На этом принципе построены техники древности, о которых мы писали выше, и целый ряд современных мнемонических технологий. В отличии от педагогического метода запоминания, мнемоника позволяет намертво впечатать информацию в свою память. Но для извлечения данных необходимо сделать некоторые мыслительные манипуляции, что требует времени и делает такую технику неудобной в процессе диалога или произнесения речи.

Мнемонические техники

Методики расширения границ возможностей своей памяти можно поделить на следующие категории:

Буквенно-цифровая кодировка

Лучше всего этот метод описан в работах В.Козаренко. Предлагается связать цифровой ряд от 0 до 9 с буквами алфавита. Для современного человека такой таблицей может выступать клавиатура стандартного «кнопочного» телефона.

Сама техника выглядит следующим образом:

Допустим вам нужно запомнить цифру 268 653. Составляем соответствие цифр и букв: 2=А; 6=Р; 8=Щ; 6=Р; 5=Н; 3=З. Составляем предложение, где первые слова букв будут из предыдущего соответствия: Артист Рисует Щеткой Радугу На Заборе. К предложению привязываем зрительный образ и у нас есть подсказка для того, чтобы запомнить цифровой ряд навсегда.

Фон для памяти или «римская комната»

Эта техника помогает запомнить небольшие объемы информации и является своеобразной тренировкой перед созданием полноценного «дворца» или «театра» памяти. Её называют «римской комнатой», так как такой методикой активно пользовались ораторы Римской Империи. Нужно выбрать привычный фон, который досконально отпечатался в памяти. Это может быть своё жильё, путь на работу, любимый парк для прогулок и т.д. Нарезаем этот фон на несколько отрезков (греки называли их Loci). На этих отрезках фона размещаются предметы, ассоциирующиеся с той информацией, которую необходимо запомнить.

Например, вам нужно запомнить список продуктов для покупок. И вот вы на привычном фоне расставляете предметы из списка:

«Заходите в подъезд и спотыкаетесь о пакет картофеля. Ручка в квартиру обмазана сметаной. В домашние тапочки кто-то насыпал гречку, в кормушке кошки вместо сухого корма лежит сухая колбаса и т.д.».

Чем абсурднее предметы, вписанные в повседневный фон, тем сильнее врезается в память выдуманная история, а вместе с ней необходимая информация.

Ранее упомянутый Маттео Риччи имел в своем распоряжении около 100 000 подобных фонов, в которых он прописал громадное количество информации.

Дворец памяти

Усовершенствованный вариант фона для запоминания. В своем воображении создается здание, каждая комната и часть которого связанна с определенной категорией информации. В этих комнатах располагаем предметы-ассоциации, помогающие запоминать объемные пласты информации. Такой дворец требует периодического «посещения», чтобы освежать все подробности его внутренней обстановки. Хоть мнемонические техники куда сильнее отпечатываются в памяти, но большой объем информации, хранимый во дворце памяти, требует периодического освежения. И постепенно свой дворец можно расширять, достраивая к нему новые помещения, или вообще построить целый город, по примеру ученых Средневековья.

Для эффективной работы памяти необходимо периодически очищать свою память. Вот что советует по этому поводу двукратный рекордсмен мира по запоминанию, Константин Дудин:

«Но на выходных я стараюсь очищать свою память, чтобы напрасно не захламлять свой мозг. В моей голове это выглядит так: я беру тряпочку, мочу ее водой и в прямом смысле стираю ненужную информацию. Это кажется смешным, но, чтобы стереть образ, нужно показать мозгу, что мы совершили процесс. Иногда меня спрашивают: «Константин, а можно ли убрать из головы то, что очень сильно волнует?» С точки зрения мнемотехники я говорю — нет. С точки зрения психоанализа — возможно. Если у вас есть негативные воспоминания, которые вы хотите стереть из своей памяти, это к психологу, я занимаюсь запоминанием».

Насколько эффективна мнемоника?

Самое главное в любой мнемонической технике – она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО помогает развить свою память. Но для получения видимого эффекта требуются годы упорной работы. Но результаты будут просто поразительные – чтобы увидеть, чего можно достичь, стоит посмотреть соревнования по спортивному запоминанию.

Дополнительный бонус от мнемонических техник – это усиление концентрации, улучшение связей между нейронами в мозгу и развитие воображения. Так что развивайте свою память – в науке от этого сплошная польза.

 

 

 

 

 

Контакты института

Пн-Вс 8:00 - 19:00

undefined

Ближайшие события

Все события
Новые книги

Свежие новости

Читать все новости