4 Мая 2018

Психология цвета

Опубликовал А.А. Алексеенко

Цвет влияет на человеческое сознание, на настроение и даже на некоторые внутренние процессы в организме. Это не фантастика и не выдумки современных эзотериков. Известно, что до 90% информации из окружающего мира человек получает благодаря визуальному контакту. Уже не говоря о том, что подавляющее большинство людей являются визуалами, то есть, настраиваются на мир именно через зрительные образы. Не даром существуют вкусовые предпочтения: кому-то по душе оранжевый, а кто-то обожает голубой цвет. Существует тонкая взаимосвязь между тем, что мы видим и нашим подсознанием.

Почему цвет влияет на нас и влияет ли

В первую очередь, цвет и оттенки воздействуют на нас благодаря ассоциативному мышлению. Существует спектр тёплых тонов и холодных. К примеру, голубой цвет – холодный, и он действительно вызывает чувство отрешенности, чего-то не досягаемого и вселяет ощущение прохлады. Красный – самый горячий цвет и в прямом и в переносном смысле. Он ассоциируется с теплом (вспомним обозначения горячей и холодной воды на водопроводных кранах в ванной комнате), а также со страстью. Кровь, «закипающая» в жилах, окрашивает лицо разгоряченного человека в румянец, а красный цвет провоцирует повышенный тонус и возбуждение.

Доказано, что яркие цвета на кухне способствуют усилению аппетита, они как бы будоражат человека. Почему так происходит? Опять-таки, из-за ассоциаций: вкусные свежие овощи, ягоды и фрукты всегда яркого цвета.

Ассоциации могут работать и так: с детства школьник привыкает, что красный цвет шариковой ручки педагога – это сигнал тревоги, даже если оценка положительная, это вызывает напряжение и стресс. Лампочка на аварийном выходе, красный фонарь светофора и многие другие символы из повседневной жизни лишь помогают утвердиться этому стереотипу: красный – цвет опасности, тревожный цвет (уже не говоря о крови, вида которой многие просто не могут перенести).

В природе много синих оттенков. Это вода, небо, некоторые ягоды, морозный иней, отливающий голубизной. Все это рождает новую ассоциацию: холодный, прохладный цвет – это синий. Именно потому, что он как бы «наделен» в человеческом воображении низкой температурой, он якобы способен успокаивать.

В 2009 году канадские ученые из Университета Британской Колумбии провели эксперимент, чтобы установить, действительно ли цвет как-то влияет на сознание человека. Добровольцам предложили занять места перед компьютерами с разным цветом заставки на мониторах. Всего было три варианта: красный, синий и нейтральный. Далее было предложено решить ряд задач. Сравнив полученные результаты, исследователи сделали вывод, что красный цвет стимулировал к решению логических и точных задач, а синий – к творческой работе.

А вот в 20-ти % тюрем Швейцарии существует специальная розовая камера, стены которой оформлены в цвете «Бейкера-Миллера». Название этот оттенок получил благодаря морским офицерам, изучавшим влияние указанного оттенка на психику заключенных. Удивительно, но швейцарцы считают, что особый оттенок розового снижает агрессивность. Это было доказано в ходе эксперимента с заключенными. Им поочередно показывали карточки голубого и розового цветов, после чего оказывали силовое воздействие на их руки. Те узники, которым была предложена розовая карточка, оказывали меньшее сопротивление, словно становились слабее или чуть менее агрессивней. Данный эксперимент имел место в далеком 1979 году.

Тем не менее, существует ряд экспериментов, которые опровергают или, по крайней мере, ставят под сомнение влияние розового на заключенных и цвета на человека вообще. Пока для ряда специалистов этот вопрос остается спорным, а один эксперимент нередко противоречит результатам другого.

Что говорят ученые и результаты экспериментов

Известные психиатры Веккер и Вундт утверждали, что цвет напрямую связан с эмоциями человека. В возрасте трех-четырех лет ребенок уже умеет выражать свои впечатления словесно, он способен улавливать эмоциональное содержание цветов и оттенков. Женщиной-психологом Шварц было установлено в ходе лабораторных наблюдений, что цветовая восприимчивость способна меняться под воздействием эмоций, то есть, в различных состояниях и при различных внутренних переживаниях индивидуум может различать оттенки четче или наоборот – слабее.

Таким образом было установлено, что положительные эмоции всегда ассоциировались с теплыми тонами, от красного к желтому. Чем хуже становилось эмоциональное состояние, тем к более холодной цветовой гамме склонялось цветовосприятие. При чем, важную роль могут играть не только чувства и эмоции, переживаемые человеком в настоящий момент, но и воскрешенные через воспоминания о том или ином событии.

В 1981 году доктором Мухиной В.С. был проведен эксперимент с детьми 3-4-летнего возраста, в ходе которого детям предлагалось нарисовать несколько приятных и неприятных сюжетов. В процессе изображения образов, вызывавших у детей приятные эмоции, были задействованы цвета теплого спектра, а также голубой и ярко-зеленый. Когда же дело доходило до рисования малоприятных изображений, дети делали выбор в пользу холодных оттенков и не очень «приветливых» тонов. Мухина отмечала, что, когда дети изображают нечто красивое в их понимании, они непременно используют чистые и яркие цвета.

Для закрепления результата эксперимента было предложено детям из разных стран и культур обменяться впечатлениями относительно рисунков друг друга. Малыши без запинки определяли, какой сюжет является «красивым», а какой – нет, опираясь на цветовое восприятие.

В 1980 году вышла работа ученых Ворсобина и Жидкина, в которой также отмечалось, что дети дошкольного возраста чаще всего выражают положительные эмоции посредством использования красного, оранжевого и желтого цветов. Когда было необходимо отобразить эмоцию страха, малыши выбирали сочетание нескольких цветов: красный, синий, фиолетовый или голубой-зеленый.

Рядом других ученых было установлено, что связь между эмоциями и восприятием цвета одинакова как у взрослых, так и у детей. В своих исследованиях они использовали знаменитый тест Люшера. Данная методика была разработана Максом Люшером с целью точной диагностики психоэмоционального и психофизиологического состояния. Его смысл в том, чтобы поочередно делать выбор в пользу карточек с цветами и оттенками, которые нравятся или не нравятся в данную минуту, не зависимо от посторонних отвлеченных факторов (соответствия цветовым предпочтениям в одежде или интерьере). Тест наиболее полно отображает уровень тревожности, активность, личностные черты и желание взаимодействовать с другими людьми.

Согласно результатам работы с данным тестом, интерес у испытуемых чаще всего ассоциировался с синим и зеленым цветами, реже – с желтым. Радость в подавляющем большинстве случаев выражалась посредством красного. Удивление обычно было связано с желтым цветом. Грусть обычно выражалась через синий и серый цвета. Эмоция гнева также в большинстве случаев была связана с красным цветом, гораздо реже – с черным. Отвращение было связано с коричневым. Стыд – с зеленым, серым и фиолетовым. Страх – с черным. Утомление – с серым.

Конечно, эти данные нельзя считать универсальными для всего человечества, так были и другие показатели, однако, они – в меньшинстве по сравнению с вышеперечисленными и составляют незначительное количество. К тому же, следует сделать поправку на то, что в тесте Люшера предлагается выбор не столько между различными цветами, сколько между мало заметными оттенками одного и того же цвета.

Если подытожить множественные результаты экспериментов, проведенных отечественными и зарубежными учеными в течение 20-го столетия, то можно обозначить следующую картину соответствий цветов и эмоций.

  • Красный – активность
  • Зеленый – нейтральность
  • Синий – пассивность
  • Светлый – валентность
  • Светлый – положительность
  • Темный – отрицательность
  • Насыщенный – сила
  • Насыщенный – интенсивность
  • Ненасыщенный – слабость

То есть, чем ярче и сильнее эмоция, тем насыщенней и чище оттенок.

Гендерные отличия в цветоразличении

Доказано, что мужчины и женщины по-разному различают цвета. The Daily Mail опубликовал интересные наблюдения, в ходе которых выяснилось, что один и тот же цвет супруги будут видеть отлично друг от друга. К примеру, мужчины не придают слишком большого значения оттенкам и полутонам. Зачастую и оранжевый цвет они могут воспринимать как красный, в то время как у женщин дело обстоит иначе.

Ученые из Городского университета в Нью-Йорке пришли к выводу, что представителям сильного пола сложнее различать оттенки желтого, синего и зеленого. Исследователи пояснили это не столько отличием в строении глаза, сколько гендерными особенностями деятельности головного мозга.

У женщин лучше развито цветовосприятие, острее слух и тоньше обоняние, а вот мужчины лучше различают мельчайшие детали. Не исключено, что данные параметры имели важнейшее эволюционное значение.

Использование цвета в маркетинге и индустрии моды

В отличие от психологов, маркетологи и дизайнеры не спешат с выводами относительного восприятия цвета. Грегори Киотти, директор-маркетолог сервиса Help Scout утверждает, что не существует универсального «идеального цвета». Этот вопрос крайне важен как в фешн-индустрии, так и в рекламе вообще, поэтому он был детально изучен.

В частности, личный опыт накладывает отпечаток на восприятия тех или иных оттенков как приятных или неприятных. Исследования в области маркетологии показали, что у мужчин чаще всего вызывает отвращение пурпурный цвет, а вот симпатию вызывает голубой как у мужчин, так и у женщин.

Примечательно также, что только к началу 20-го века сформировалась традиция одевать новорожденных мальчиков в голубое, а девочек в розовое. Интересно, что ранее было наоборот, о чем свидетельствует статья, опубликованная в Смитсоновском журнале.