23 Июля 2018

Тайна менгиров и дольменов

Опубликовал А.А. Алексеенко

Археологи, историки, путешественники, исследователи непознанного уже не одно столетие пристально изучают загадочные древние каменные сооружения. Одни видят в них исключительно работу ветра и процессы эрозии (как в случае с менгирами), другие – современную подделку, а третьи – наследие внеземных цивилизаций (особенно, когда речь заходит о дольменах). В действительности же, мы сталкиваемся с остатками древних и порой мало изученных культов, вокруг которых больше загадок, нежели четких фактов. Мы попробуем разобраться в тайнах каменных глыб с научных позиций.

Менгиры-обсерватории

Менгиры представляют собой простейшие памятники в виде длинных вертикально установленных одиночных камней, как правило, практически никак не обработанных или грубо обработанных. Сам термин происходит от бретонского и означает «длинный камень». В том случае, если взору предстает целая композиция из менгиров, это становится кромлехом (как в случае со Стоунхенджем). Как правило, кромлехи имеют овальную и округлую форму, если смотреть на композицию с высоты. Существует несколько версий, для чего древние устанавливали менгиры. Это могло быть:

  • Указанием стороны света
  • Памятником на месте захоронения умершего предка
  • Символическим изображением божества
  • Астрономическим ориентиром

В «Бытовой археологии» В.А. Городцова (1908 года) о менгирах говорится следующее. Описывая менгиры, встречающиеся на Алтае (поблиз рек Иртыша и Катуни), автор указывает на то, что менгиры имеют значение жертвенных мест. Их русское название – «маяки», и располагаются они в 10-15 шагах от могильных оград с западной стороны. Но в данном контексте речь идет исключительно о погребениях (сибирских и алтайских).

Несколько менгиров расположено на территории полуострова Крыма. Однако крупнейшим из них считается Бахчисарайский, расположенный между поселком Глубокий Яр и Бахчисараем. При высоте 4 метра, ширина менгира равна двум метрам, толщина – чуть более полуметра, а материал, из которого он изготовлен – известняк, отколотый от скалы. У исследователей возникали сомнения, что данный каменный «столб» откололся от скалы естественным образом. Однако сомнения были развеяны, благодаря найденным следам грубой обработки. Кроме того, камень поставлен строго вертикально, при том, что поблизости нет подобных «отколовшихся» и вертикально стоящих кусков скалы. С датировкой этого менгира дело обстоит довольно сложно. Если учесть, что поселения в данной местности датируются 6-12-м веками нашей эры, то есть предположения, что каменный столб намного древнее. Ученые считают, что такие сооружения, как менгиры, устанавливались на Земле в период с 4-го по 5-ый века нашей эры.

Интересно, что к Бахчисарайскому менгиру в свое время проявили интерес как к астрономическому ориентиру. Впервые это предположение было высказано в 80-х годах прошлого столетия инженером Крымской Астрофизической обсерватории А. Ф. Лагутиным. Тогда специалист, не имевший прямого отношения к археологии, заметил интересную особенность: окно в скале, находящееся к востоку от менгира, служит своего рода диоптром, позволяющим наблюдать Солнце в указанной точке, которое появляется в этом месте только лишь два раза в год. С тех пор было высказано первое робкое предположение, что это древняя обсерватория. Археологи с энтузиазмом восприняли эту идею о том, что данная конструкция служила для фиксации определенных дней в году. Вполне возможно, что связано это было с неким древним календарем. Как вспоминает А.Ф. Лагутин, он стал ночевать вблизи менгира, чтобы понять, какую именно точку года отслеживали древние: зимнее и летнее солнцестояния или осеннее и весеннее равноденствия. По предварительному предположению, дни равноденствий отследить с помощью такого «устройства» было бы сложно, так как Солнце находится примерно в одной и той же точке на протяжении нескольких дней. Исследователю пришлось провести ночь за ночью возле древней обсерватории на протяжение нескольких лет, чтобы к 1990-му году вычислить искомый день. Опорными днями древнего календаря оказались равноденствия, только немного сдвинувшиеся к лету. На сегодняшний день, Бахчисарайский менгир является единственной известной обсерваторией древних на территории Крымского полуострова.

Дольмены - усыпальницы

Если с менгирами все более-менее понятно, то гораздо больше околонаучных и откровенно псевдо-научных толков вызывают дольмены. Эти каменные сооружения найдены по всему миру, в том числе на Кавказе и на территории современной России. Что касается украинских дольменов, то нередко приходится слышать об одном из них, расположенном на горе Богит на Тернопольщине. Однако, данное каменное сооружение дольменом не является, хотя и представляет собой, скорее всего, рукотворную конструкцию, напоминающую каменные ворота. Ортодоксальная наука однозначно причисляет дольмены к надмогильным сооружениям, о чем заявляется, в частности, в «Полевой археологии СССР».

Ученые различают две разновидности дольменов: дольмены как таковые (вертикальные плиты с горизонтальной верхней плитой и окном круглой формы), а также так называемые каменные ящики, включающие захоронение. Часть дольменов, найденных археологами, была засыпана землей, а некоторые – поросли зарослями. В некоторых были обнаружены захоронения, в других – предметы первобытных людей, относящихся к так называемой дольменной культуре.

Дольменную культуру относят к ранней бронзе (2400 – 2100 годы до нашей эры). Львиная доля этих сооружений найдена на территории Западного и Северо-Западного Кавказа (порядка 2 000 древних могильных сооружений). Примечательно, что на языке абхазов и адыгейцев одно из названий дольменов звучит как «адамра», что переводится как «древние могильные дома». Вес дольменов довольно внушителен – 25 и более тонн. Как могли построить древние такие сооружения, не имея сколько-нибудь развитых технологий, пока остается загадкой.

Одна из адыгских легенд гласит, что дольмены – это «испуны», то есть, дома испов, карликов. Этот маленький народец не мог построить себе надежных домов из камня, и потому им на помощь пришли великаны, соорудившие надежные дома. В них испы забирались, подъезжая верхом на зайце, забираясь внутрь через круглое или аркообразное окно, которое закрывалось пробкой. Первые кубанские казаки, переселившиеся на Кубань в 18-м столетии, также прозвали дольмены великанскими «хатками», так как считали, что только очень сильные существа могли соорудить такие постройки. И у осетин есть легенда о том, что дольмены – это дома карликов «бицента». Только, в отличие, от адыгейских карликов, осетинские были наделены сверхъестественной силой и могли взглядом повалить целое дерево.

«Полевая археология СССР» указывает на то, что нередко дольмены украшены рельефами и рисунками внутри и снаружи. Такое описание дольмена встречается в книге «Археология: учебное пособие» Николая Петрова: передняя и боковые плиты опираются на опорный камень, в передней плите проделано традиционное для этой местности (юго-восточнее Геленджика, Краснодарский край) отверстие круглой формы, диаметром в 40 см. Размеры погребальной камеры составляют 1,50 см х 1, 65 см х 2 метра.

Примечательно, что в некоторых найденных археологами дольменах были обнаружены ингумированные покойники, остатки погребальной утвари, иногда недалеко от дольменов находят остатки орудий, которыми они обрабатывались, а также скелеты животных, что указывает на совершение некоего культового погребального обряда. Некоторые из обнаруженных дольменов (Европа, Азия, Африка) – пусты, что свидетельствует о предыдущем их разорении. Форма дольменов может быть как прямоугольной, так и трапециевидной, и даже круглой. Они могут быть собраны из нескольких плит, подогнанных друг под друга, а могут быть вытесаны из цельного камня местной породы. Сам же термин «дольмен» происходит от бретонского языка и буквально означает «каменный стол», что как бы указывает на форму сооружения.

В настоящее время о происхождении и назначении дольменов разрабатываются все новые и новые теории, вплоть до откровенно шарлатанских. На этих древних памятниках спекулируют эзотерики и туристические гиды, сопровождая целые группы людей к «местам силы» с целью исцеления и получения всевозможных чудес. Тем не менее, у официальной археологической науки нет ни малейших сомнений в том, что эти каменные сооружения служили погребальным целям, вполне возможно, они могли использоваться многократно или же были предназначены для каких-либо выдающихся людей своего времени (как, например, степные курганы). Говоря о возможных перезахоронениях, стоит отметить, что данная практика была допустимой у народов Кавказа и Европы. Косвенные признаки (а именно – наличие захоронений различных типов в кавказских дольменах, в том числе, кремации) говорят о том, что захоронения могли принадлежать разным эпохам.

Есть попытки причислить дольмены к списку древних обсерваторий и даже… назвать древними «холодильниками» или, проще говоря, камерами для хранения продуктов. И действительно, не совсем логично, что на территориях, где жили народы, не имевшие столь внушительных домов, находят такие впечатляющие усыпальницы, в то время, как у местных жителей были куда более острые проблемы: например, добыча пищи в горных заснеженных районах. Но пока – это только отдельно взятые предположения, не подтвержденные официальной наукой.