27 Июля 2018

Трипольская культура: загадки, тайны, мистификации и данные археологии

Опубликовал А.А. Алексеенко

Говорить о Месопотамии и Древнем Египте перестало быть модным, да и к тому же любой учебник истории начинается именно с описания этих древних цивилизаций Востока, и этим никого не удивишь. Особенно захватывают открытия древних великих цивилизаций на просторах родной страны, как это произошло некогда с Трипольской культурой. Вокруг нее разгорались и разгораются споры, при чем далеко не всегда носящие научный характер. В настоящее время приходится детально разбираться: где мистификация с целью придать еще большей величественности и без того великому, а где более-менее достоверные исторические факты. Но начать следует с определения.

Границы (хронологические и географические)

В 1890-х годах археолог из Российской империи с чешскими корнями Викентий Хвойка открыл на Киевщине, где и проживал, Трипольскую культуру. Один из его трудов посвящен данной теме – «Раскопки в области трипольской культуры», 1901 года издания. Собственно, это было одно из пяти великих открытий Хвойки. Земледельческая цивилизация, существовавшая на Приднепровье в периоды с 5-го по 3-е тысячелетия до нашей эры. Такое название найденная культура получила, благодаря самому крупному населенному пункту, находившемуся вблизи раскопок – селу Триполье, что на Киевщине.

Один из самых примечательных фактов – это отсутствие образования в области археологии у первооткрывателя Трипольской цивилизации. Хвойка действовал по призванию и выслушивал многочисленные упреки и обвинения в собственном непрофессионализме. Не останавливаясь в своих поисках, Хвойка продолжал собирать обширную археологическую библиотеку и коллекцию предметов, купленных у так называемых маклаков на Подолье в Киеве, где жил, или найденных кем-нибудь из сельских жителей. Викентий Хвойка расспрашивал о том, где были найдены те или иные предметы, а нередко и сами сельские жители приносили археологу свои находки, случайно откопанные на собственных огородах. Именно с глиняных черепков и было начато знакомство с древней и загадочной культурой, названной Трипольской.

Сделав соответствующие выводы о местонахождении многочисленных глиняных обломков, Хвойка нанял бригаду рабочих, которые принялись раскапывать остатки древних поселений. Было найдено множество обломков глиняной посуды, которая была богато украшена расписными узорами и отпечатками палочек и колосьев, фигурки зверей и людей, а также стены жилищ из глины. Некоторые гончарные изделия древности были совсем крохотные, словно игрушечные, другие (кувшины) могли быть метр в высоту. А кроме того, о наличии существовавших некогда поселений в указанном месте свидетельствовали и каменные наконечники стрел, и некоторые примитивные орудия, изделия из кости, и останки домашней скотины.

Все это происходило в окрестностях нескольких сел под Киевом – Триполье, Веремья и других южнее самого Киева.

Первые неправильные выводы в отношение Трипольской цивилизации

Викентий Хвойка был убежден, что остатки найденной им культуры принадлежали прямым предкам славян, которые беспрерывно обитали на здешних территориях вплоть до момента образования государства Киевская Русь. Однако эта версия была опровержена учеными в процессе дальнейшего изучения. Прежде всего, необходимо принять во внимание, что времена существования Трипольской культуры отделяют период формирования и появления протославян на две тысячи лет, так как трипольцы обитали здесь еще в 5-3 тысячелетиях до нашей эры.

К тому же, другим фактором, отличающим культуру Триполья от славянской, является общественный строй и религиозные представления. Так, у трипольцев отсутствовал культ мужчины, культ меча, и не было никаких мужских божеств. Это свидетельствует в пользу того, что роль мужчины в трипольском обществе была как бы второстепенной, чего нельзя сказать о славянах. У трипольцев социальным строем того времени был матриархат с поклонением силам природы, имевшим явно женские черты. Как позднее писал выдающийся советский археолог Борис Рыбаков в своем труде «Язычество древних славян», у трипольцев, по всей видимости, существовал культ Великой Богини. Это видно по ритуальной керамике – чаши (чары, как их называет Рыбаков) нередко украшались изображениями женских грудей, были широко распространены культовые фигурки женщин. Для славян же характерно почитание меча, наличие воинского культа, и весьма значимая роль мужских божеств. Всего этого не было у трипольцев.

Как и сам Рыбаков, так и археологи, занимавшиеся изучением Трипольской культуры еще во времена Викентия Хвойки, говорили о том, что Трипольская цивилизация – это частный случай культуры Кукутень (названа так по топониму близлежащего румынского села), бытовавшей на юго-востоке Европы в период 5-3 тысячелетий до нашей эры. Именно поэтому, как отмечают современные исследователи, керамика Триполья удивляла представителей «Малороссии», но была совершенно традиционной для балканских племен, откуда родом и пошла.

Сейчас принято считать, что трипольцы – это не предки славян, а средиземноморско-балканские племена. Ряд исследователей утверждают, что они относились к иранской языковой группе. Жившие между Днепром и Дунаем, эти племена расселились на части территории современной Украины, Молдовы и Румынии. А расписная керамика трипольского типа – явление, широко распространенное на Галицких землях и в Трансильвании.

В ходе археологических раскопок было установлено, что трипольцы покидали насиженные территории, оставляя свои деревянно-глиняные дома, утварь, предметы культа и сжигали собственные поселения, которые некоторые историки громко называют «городами». Бытует мнение, что это было частью какого-то ритуального действа. В действительности же, похоже на то, что земледелие и охота трипольцев очень истощали природные ресурсы насиженных участков территории и приходилось искать новое место обитания. А сжигать за собой дотла все имущество приходилось по той причине, что в трипольских поселениях множилась страшная антисанитария. По крайней мере, именно такую точку зрения высказывает в своей статье Павел Иванов-Остославский.

Что известно о религиозных представлениях трипольцев

Данная тема больше всего овеяна ореолом тайны и порождает все больше догадок. Академик Рыбаков в своем «Язычестве древних славян» ведет к тому, что трипольцы (как и вся культура Кукутень в принципе) исповедовали веру в единое женское абсолютное божество, которое напоминало библейского бога-творца, только в женской ипостаси. Рыбаков выдвигает интересное предположение в отношение того, почему ряд женских фигурок из глины был лишен головы, в то время, как признаки половой принадлежности и даже ритуальная татуировка были детально изображены. По мнению советского археолога, все дело в том, что всевышнее божество невозможно было изобразить, так как никто никогда не мог видеть его лица, сокрытого в небесных сферах.

Несомненным, по мнению исследователя, остается тот факт, что силы плодородия были напрямую связаны с силой этого божества и с женской магией, в которой использовались ритуальные сосуды-чары. Такая керамика была щедро украшена узорами, напоминающими волнистые линии, завитки, ужей. И все это служило единственной цели – вымолить дождь у великой богини. Основными цветами, в которые раскрашивалась керамика трипольцев, были белый, желтый, черный и красный. А мотивы были связаны с плодородием, небесными водами, кормящей грудью, змеями (как символом дождя). Характерно, что все эти изделия были изготовлены без использования гончарного круга.

К сожалению, страстное желание гордиться великими «предками» порождает совершенно нелепые теории. В реальных фактах, основанных на данных археологии, приходится разбираться заслуженным ученым. Например, заведующему научно-исследовательской лабораторией археологии Киевского университета имени Б. Гринченко, Михаилу Видейко.

Сухие факты

Итак, культура Кукутень -Триполье существовала на протяжение двух тысячелетий на территории от Карпат до Днепра.

У трипольцев существовали храмы. Самый крупный из найденных на сегодняшний день был размером 20 на 60 метров, его раскопали в Небелевке (территория Южного Буга). Раскопки храма были украинско-британским проектом, в котором принимала участие компания National Geographic. Сооружение было построено в 4000 году до нашей эры, и его можно считать самым масштабным храмом Европы того времени (по сегодняшним данным). Сооружение было двухэтажным, с внутренними колоннами и семью алтарями для разжигания священного огня. Широкие ворота храма выходили на Восток. Найденный храм – не единственный.

Поселения трипольцев можно считать протогородами, число жителей которых могло достигать десяти-пятнадцати тысяч человек.

Трипольцы имели гончарные горны, настолько же совершенные, как и те, что были гораздо позже использованы древними греками и китайцами для обжига посуды. Разница в том, что трипольцы изобрели эти горны 6 тысяч лет тому назад, а в Древней Греции их использовали 2,5 тысячи лет назад.

На сегодняшний день раскопано несколько сотен трипольских «некрополей» с горшками. Однако, все эти находки делались случайно, чаще всего – во время Второй мировой войны, когда рылись окопы и траншеи. Раскопаны курганы и погребения с кремацией.

«Изюминка» трипольских погребений в том, что их следов как будто бы почти не существует. На самом деле, не существовало никакого «особого секрета» у трипольцев. Просто – необходимо глубже и тщательней копать, используя магнитометры. Об этом говорят современные трипольеведы, которые указывают на то, что двухэтажные глиняные дома трипольцев также не были чем-то уникальным на территории Европы. Об этом стало известно, как только европейцы откопали подобное и на своих территориях после более тщательных поисков. Отечественным археологам еще предстоит заново открыть Триполье.

Специалисты (в том числе, Михаил Видейко) убеждены, что Трипольско-Кукутенская цивилизация не нуждается в возвеличивании и приписывании ей каких-то немыслимых чудес, сверх-технологий, эзотерического смысла. В этой культуре и без того хватает изобретений, которыми можно восхищаться, а саму Трипольскую (или Кукутенскую) цивилизацию смело можно считать неотъемлемой частью праистории Европы.